Центр делового консультированияЦентр делового консультирования
Контакты: г. Уфа
Тел. (347) 292-15-73,
290-11-30, 274-98-56
Тел/факс: 292-15-24
 393-066-293
sdkons@ufanet.ru

Бизнес-процессы. Мода или необходимость?

О компании
      Новости
      История
      СМИ о нас
Тренинги
      Тренеры
      Отзывы
      Клиенты
      Заявка
Бизнес-консультирование
Фотогалерея
Аренда зала


Кажется, что мода на бизнес-процессы уже прошла, или почти прошла. Слово «реинжиниринг» ушло из списка чудесных рецептов исцеления компании. Что же осталось? Что может дать компании управление бизнес-процессами?

Термин «бюрократия» почти всегда несет негативный оттенок, тем не менее, без нее удержать управление большой организацией невозможно. Для компании любого размера это в разной степени справедливо. Как все-таки сделать бюрократию конструктивной, а не тормозящей работу организации? Необходимо ориентировать ее не на разрешения и запреты, а на бизнес-процессы. Они направлены на конечный результат и на ценности клиента. Довольный и лояльный клиент – это успешное существование компании на рынке. Следование интересам внутреннего клиента и менеджмента компании работает на цели эффективности и прибыльности. Управление этим довольно тонким балансом возможно разными способами, и финансовый один из самых распространенных. Но только использование бизнес-процессов позволяет непосредственно, из первых рук, видеть и управлять достижением результата, контролируя его с доступной подробностью. Бизнес-процессы – это конструктивная бюрократия организации.

Одна из часто упоминаемых задач менеджмента – согласование и синхронизация работы различных подразделений и сотрудников разных служб. Для достижения общей точки зрения, стыковки различных целей и интересов необходим единый язык, общее информационное поле. Выработка его происходит в каждой организации по-своему, с переменным успехом. Но зачем отпускать такое важное дело на самотек? Пусть ситуация с Вавилонской башней и выглядит анекдотичной, но эта история осталась в веках. Методика описания и управления бизнес-процессами может стать универсальным языком в обсуждении общих дел и формировании общей точки зрения разных отделов на совместную работу. Будет лучше, если этот инструмент общения предложит менеджмент компании, «сверху», пусть и с конструктивным обсуждением и доработкой сотрудников компании. Подобное участие персонала в разработке общей методики важно, так как она для них должна стать «своей».

Процессное мышление далеко не очевидно для персонала. Как показывает практика, господство традиционного функционального подхода порой прочно накладывает свой отпечаток, от которого трудно отойти. Процессный подход предъявляет к исполнителям более высокие требования: понимание необходимого конечного результата, измерение каждой стадии создания продукта, персональная ответственность, конкретное представление о качестве работы. Все это обычно понятно предпринимателю и собственнику бизнеса, но далеко не всегда разделяется наемным работником как система ценностей. Порой сознательно или бессознательно, сотрудники с низкой степенью ответственности не хотят принимать дополнительного ее груза. Мыслить логикой операций, результатами, входами и другими элементами процессов – это новая корпоративная культура, необходимая как для руководителей, так и исполнителей, на освоение которой потребуется некоторое время.

Любые «сильные» управленческие технологии, а к таким, несомненно, можно отнести процессное управление, стоят весомых затрат. В данном случае это больше относится к затратам времени персонала на создание, поддержание, оттачивание бизнес-процессов. Чрезмерное «увлечение» процессом ради процесса принесет только разочарование. Основная работа менеджмента компании – спроектировать систему управления бизнес-процессами индивидуально под цели компании, иногда – только под подходящие для этого виды деятельности. Как любой инструмент, процессное управление имеет свои сильные и слабые стороны, которые необходимо учитывать. Умелое их использование позволяет постоянно увеличивать качество выполнения работ, сделать измеримыми результаты каждого, перевести мотивацию на числовой уровень, персонифицировать ответственность, повысить понимание своей деятельности в создании конечного продукта. Почти для любой компании можно сказать, что использование процессного подхода даст свой положительный результат. Причем его использование не отрицает применения в организации и других инструментов: управления по конечному результату, управления по компетенциям. Можно утверждать, что управление по процессам должно стать стандартным инструментом в арсенале менеджмента компаний.

Автор - Сергей Панькин (бизнес-тренер, консультант по Логистике)

ООО "Центр делового консультирования"
sdkons@ufanet.ru
Конструктор сайтов "Web Уфа"
Проект ИгротекаБизнес-тренингиНаши партнеры